От момента рождения каждый день ребенка наполнен открытиями. Он осваивает новые понятия, навыки, исследует окружающий мир, задействуя все органы чувств. Именно в первые 3 года он не просто смотрит, но и обязательно пробует » на зуб», сравнивая и анализируя на интуитивном уровне. Сравнивать двух детей по уровню развития — дело неблагодарное. Верхние и нижние границы нормы широкие, но даже при этих условиях прежде всего учитывается индивидуальность конкретного ребенка. При существующих усредненных нормах каждый малыш идет по своему пути с комфортной для него скоростью.

Физическое развитие ребенка в 3 года

Каждый год жизни — огромный шаг вперед и между детьми 2 и 3 лет сразу видна разница в физических характеристиках. Нормой считается вес от 13 до 16 кг. при росте от 92 до 100 см. Часто девочки немного миниатюрнее, но это не аксиома.

Показатели роста и веса не являются основными. Все внимание при наблюдении за развитием должно быть направлено на навыки и умения. К трем годам улучшается координация движений, балансировка, ориентация в пространстве. Именно в это время детей переводят из ясельной группы в младшую, признавая за ними основы самостоятельности. Они уверенно опознают свои вещи, могут без помощи взрослого умыться, одеться, сложить игрушки. Меняются интересы и желания, просыпается интерес к активным играм с элементом соревновательности.

zanyatia-detei

Ребенок уверенно ходит, прыгает, бегает, поднимается на носочки и удерживается в таком положении длительное время. Многие уже научились ходить спиной назад, уверенно подниматься и спускаться по лестнице. Девочки и мальчики одинаково уверенно перепрыгивают невысокие препятствия, приземляясь на ноги, с удовольствием ходят по неширокой гимнастической скамейке, удерживая равновесие, стоят на одной ножке и могут несколько раз подпрыгнуть.

rebenok-zanimaetsa

Хорошо кидают мяч, но поймать его удается не каждый раз.

Развитие речи

Показатель очень индивидуальный, зависит от общего уровня развития и окружающей обстановки. Дети в возрасте 3 лет подражают взрослым, это выражается в действиях, привычках и речи. Если с ребенком постоянно общаются как с равным, не коверкая слова и говоря правильно построенными фразами, читают книги и рассказывают на ночь сказки, внимательно выслушивают его рассказы и обсуждают увиденное, то развитие идет по самому благоприятному пути. Когда нет органических поражений мозга, малыш здоров психически и физиологически, то к 3 годам он в состоянии:

  • построить сложное предложение;
  • описать свои чувства и переживания;
  • повторить короткую сказку и прочитать маленькое стихотворение;
  • уверено вести диалог;
  • быстро запоминать новые слова и их значения, выговаривая большую часть без ошибок;
  • уверенно строить фразы с соблюдением норм языка, включая падежи, числа, местоимения;
  • составить по картинке рассказ при небольшой помощи взрослых;
  • иметь приличный словарный запас и по изображениям называть животных птиц, цвета, формы, действия;
  • уверенно говорить о себе «Я», осознавая себя как личность.

При этом сохраняется подмена букв и слогов, небольшие неточности в произношении. В этом возрасте начинают выявляться основные логопедические проблемы, но активного вмешательства специалиста еще не требуется, кроме предварительного осмотра на состояние речевого аппарата.

osmotr

Девочки быстрее начинают говорить отдельные слова, у мальчиков бывает период раздумья, но от них можно ждать сразу предложений. Есть малыши, которым, как батарейке, нужно сначала накопить определенный объем информации и только потом они начнут ей пользоваться практически. Особенно это заметно при разучивании стихов и песен. Они внимательно слушают, не пытаясь повторить. Продолжаться это может долго, но в один из дней они могут удивить, спев песенку без ошибок и подсказок. В этом нет ничего страшного, просто таковы их особенности развития.

Важно: сроки формирования речи индивидуальны.

Познавательное развитие

Возраст трех лет часто называют временем тысяч «почему». Тут достается и родителям и бабушкам с дедушками и даже соседской кошке. При этом идет колоссальный объем информации, которую малыш впитывает как губка. Часть он тут же направляет на решение проблем коммуникации со взрослыми и сверстниками, а остальное откладывает на потом, приняв к сведению.

rebenok-dumaet

В его активе знание основных цветов и геометрических фигур, уверенное различение по величине и фактуре. В спокойной обстановке он собирает пирамидку до 10 элементов, понимает принцип работы с сортером, способен разобрать по отдельным емкостям предметы сходной формы, например, если смешать шишки, желуди и фасоль или одинаковые по форме, но разные по цвету элементы.

Появляется интерес к созиданию, нарабатываются навыки работы с простейшим конструктором с крупными деталями. В процессе лепки уже есть прогресс, когда осознанно формируются бублики, колбаски, шарики.

delaet

Для рисования ребенку нужен образец. Повторяя за взрослым, он может нарисовать простые фигуры, заштриховать предложенные простые силуэты, дополнить рисунок недостающими деталями, например, дорисовать у щенка носик или листики у дерева.

uchutsa

В этом возрасте формируются задатки самостоятельной игры.

Как ребенок себя ведет в группе сверстников

У детей разный уровень доверия и потребности в общении. К 3 годам они уже понимают, что нужно делиться, если идет совместная игра, знают принципы обмена игрушками. Для организации процесса еще требуется помощь взрослых, но она постепенно уменьшается и вмешательство требуется, в основном, для сглаживания ситуации, чтобы она не переросла в конфликт.

igraet

Если малыш не стремится к общению, то стоит задуматься о причинах. Может быть, ему некомфортно в помещении или на площадке, была ссора с кем-то из сверстников или останавливает застенчивость. Она, как и чувство стыда, уже начинает формироваться. Чаще всего дети в этом возрасте открыты к общению, не задумываются о сложностях и улыбаются навстречу предложению побегать или пособирать конструктор.

Как ест ребенок

Докармливание уже не требуется, малыши легко управляются с ложкой, некоторые уже осваивают вилку. Понятие культуры поведения за столом тоже начинает постепенно складываться, особенно, если в семье приняты совместные обеды и есть пример для подражания. Вкусовые пристрастия очень разнообразны.

Интересно: если целенаправленно не приучать к конфетам, формируя стереотип «сладко — значит вкусно», то в десерте выбор склоняется к фруктам или ягодам.

est

Нельзя заставлять есть насильно. Последствия могут быть очень печальными, от отвращения к еде до рвотного рефлекса. Проще убрать из зоны досягаемости все сладости и другие соблазны для неконтролируемого перекуса. Природа возьмет свое и через несколько дней нормализуется режим питания, где будет с аппетитом съедено все предложенное.

В рационе на неделю распределяются все необходимые продукты, за исключением видов, на которые у ребенка аллергия, ограничения по медицинским показаниям и резкое личное неприятие. Предпочтение отдается вареным, тушеным и печеным блюдам без лишней соли и большого количества специй. Мясо, рыба и птица нарезаются небольшими кусочками, измельчать все в пюре уже не нужно.

Уход за ребенком в 3 года

Продолжают формироваться навыки личной гигиены, включая купание и чистку зубов. Помощь взрослых еще нужна. Режим дня остается неизменным, с 4-5 разовым питанием и дневным сном. Стоит уделить внимание чистоте и порядку в детской комнате, вместе с малышом расставляя игрушки по местам перед сном и акцентируя внимание на важности этого дела для красоты и безопасности.

Длинная челка не лучший вариант в этом возрасте. Она закрывает обзор, снижает реакцию и мешает правильному развитию глаз. Девочкам ее лучше заколоть или заплести, мальчикам — подстричь.

chelka1

Необходимые обследования в поликлинике

Для посещения детского сада требуется оформление медицинской карты, куда входит перечень осмотра специалистов, блок необходимых анализов и итоговое заключение педиатра.

doctor

В обязательном порядке посещаются кабинеты:

  • стоматолога;
  • окулиста;
  • отоларинголога;
  • хирурга;
  • ортопеда;
  • невролога.

Если ребенок стоит на учете по хроническому заболеванию, то осмотр у данного специалиста идет по индивидуальному графику. Плановых прививок в 3 года, если соблюдается общепринятый график, нет.

Максимально полезные игрушки для развития ребенка

Каждому родителю полезно помнить золотое правило — не предлагать ребенку много игрушек сразу. С огромной долей вероятности он равнодушно перешагнет через пеструю кучу и отправится играть в коридор с палочкой от веника или изрисовывать фломастером обои. Он еще не умеет выделять из общего частное, поэтому гораздо разумнее предложить что-то одно, но начать игру вместе с ним, показав на практике способ применения и правила игры. Сложных условий ребенок еще не понимает, поэтому настольные игры и пазлы пока редко пользуются популярностью. Для всестороннего развития потребуется несколько видов игрушек.

igrushki
  1. Спортивный инвентарь для всех видов занятий, включая плавание. К нему относятся мячи разного диаметра, скакалки, обручи, кегли, гимнастический уголок.
  2. Конструкторы, кубики, формочки дают навыки создания объемных сооружений. Они развивают усидчивость, логику, пространственное мышление, воображение, мелкую моторику.
  3. Развивающие или дидактические материалы, куда входят книги, плакаты, тематические подборки картинок, игровые столы и коврики. Они в процессе игры ненавязчиво закрепляют знания о временах года, погоде, животных, растениях, птицах и других категориях. Развивают наблюдательность, память, расширяют кругозор.
  4. Наборы для сюжетных игр необходимы для практического познания окружающего мира, профессий, развития бытовых навыков. Постепенно интерес к ним будет возрастать. Для его поддержания нужно иногда добавлять туда новые аксессуары.
  5. Творческая мастерская должна содержать предметы для рисования, лепки, конструирования, аппликации, оригами. Туда же можно включить шнуровки и наклейки. Этот сегмент лучше не оставлять без присмотра, иначе возможен пластилин на люстре и краски на диване.

Такая подборка игрушек позволит выявить наклонности малыша, круг его интересов и предпочтений, а также познакомить его с открывающимися возможностями.

Когда стоит беспокоиться

Опытный родитель и педагог на собственном опыте знает, что тишина в доме — самый тревожный признак. Нужно срочно искать, что любознательный исследователь затеял или уже воплощает в жизнь. Но есть ситуации, когда действительно, нужно насторожиться.

  1. Сильно отличаются от нормы физические параметры. Самыми распространенные являются лишний вес и рахит. Требуется консультация специалистов и перевод на особый рацион питания.
  2. Ребенок не стремится к общению, подолгу сидит в одиночестве, наблюдаются навязчивые движения. Малыш выказывает повышенную тревожность при большом количестве людей, боится новых мест. В некоторых случаях это является признаками скрытого аутизма. Возможно, потребуется помощь психолога по коррекции социального поведения. Это не является нарушением, но проверить работу нервной системы не помешает.
  3. Резкая смена в поведении, продолжительности сна, уровне аппетита чаще всего указывает на начинающееся заболевание.
  4. Если ребенок к 3 годам не говорит и не делает попыток начать общение в любой форме, включая невербальную, это повод для обращения к психологу и логопеду.
  5. Поводом для беспокойства также является раскоординированность движений, затруднения в выполнении простейших упражнений, включая стояние на одной ножке или перешагивание препятствия.

Важно помнить, что любовь и внимание к ребенку, одобрение его малейших успехов, готовность утешить и ободрить творит настоящие чудеса, помогая ему расти любознательным, открытым и талантливым.

Насколько cтатья была полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 4

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *